Лукинова Ольга (ol7gun7ka) wrote,
Лукинова Ольга
ol7gun7ka

ФАК'$ Zooпарка

2 дня подряд смотрела этот спектакль. и еще бы смотрела ежедневно хоть целый месяц. Но следующий спектакль - только в январе.
Сразу вопрос: сколько раз вы можете смотреть один и тот же спектакль?

так вот, про ФАК'$
«Блядь, не, ну они не охуели – материться на сцене!?» - с такими словами кто-то покидал зал малой сцены Театра Юного Зрителя, в которой состоялась премьера спектакля театра одновременной игры Zooпарк «ФАК’$». Хотя чаще все-таки выходили, крепко держа за руку своих спутников. Нет, это не случайно. Просто спектакль такой, от которого хочется если не рыдать на плече у любимого, то хотя бы написать бесхитростную жалостную смс со словами любви.
«ФАК’s» - это спектакль по пьесе Патрика Марбера «Closer». Четыре главных героя. Как и полагается: 2 мужчины и 2 женщины – геометрическая фигура, посложнее треугольника. О чем пьеса? Конечно, о любви, одиночестве, отношениях, сексе и измене. Подходящий набор для голливудского сценариста. Но все было бы слишком просто, если бы не тот второй план, который есть в этой пьесе. Для меня – это тема случайности и выбора. Почти каждая новелла в пьесе имеет ремарку «Случайная встреча» и почти каждая такая встреча становится для героев судьбоносной. Доктор Ларри говорит о венках и цветах, которые расставляют на местах аварий родственники погибших: «Они делают это для того, чтобы произошедшее казалось менее случайным». Случай и рок – повсюду. Но в то же время ставится вопрос, а может ли человек сам сделать выбор? Да, может и еще как может! «Я в него влюбилась!» - восклицает одна героиня, на что другая говорит о том, что сознательно сделала выбор любить этого человека. И чья же любовь сильнее? И можно ли сделать такой выбор? И вообще можно ли назвать выбором ситуацию, когда выбирать приходится из одного варианта? «Люди, находящиеся в депрессии, сами выбрали для себя несчастье», - говорит доктор Ларри и с ним нельзя не согласиться. И вот именно в проблеме выбора и случая (или проблеме выбора случая?) для меня сила пьесы.
По сути, получается, что есть внешний сюжетный уровень – переплетения судеб главных героев. А есть более глубокий уровень, который, возможно, и не сразу считывается, а если и считывается, то, вероятно, всеми зрителями по-разному.
Да и, конечно, есть уровень совсем-совсем внешний, но от того не менее важный – уровень художественного воплощения. Я имею в виду всякие там декорации, музыкальное оформление, костюмы, актерскую игру и проч. проч. проч. Так вот здесь то ли у меня слишком маленький зрительский опыт и все находки мне кажутся сверхновыми и супероригинальными, то ли они действительно именно такими являются. Но факт один – постановка очень оригинальна и стильна (!), и это буквально во всем. Разделение пространства на зрительный зал и сцену весьма условно: зрители сидят буквально в полуметре от актеров. Причем сидят по кругу, то есть окружают сцену почти со всех сторон. С учетом того, что весь спектакль освещен не очень ярко, кажется, будто подглядываешь за героями в замочную скважину. Нельзя не отметить, что пространство спектакля очень подвижно. Причем все декорации – это большие пластиковые контейнеры, которые в течение всей пьесы передвигаются и в зависимости от того, как коробки составлены, они становятся то кроватью, то компьютером, то памятником в парке… все очень гибко, пластично. И именно поэтому так органично смотрятся сцены, в которых соединены пространства разных помещений. Это, по сути, кинематографический прием, помните, как в каком-то фильме с Челентано герой и героиня лежат в разных комнатах на разных кроватях, а все смонтировано так, как будто герои спят рядом, выдергивая друг у друга одеяло. Еще сложнее и интереснее в другой сцене обыгран не только пространственный, но и временной параллелизм, когда в одной сцене «смонтированы» события, происходящие в этом месте в разное время. То есть по сути это своеобразная игра со зрителем: догадайся, почему сцена построена именно так. А когда догадаешься, то «отмотай пленку» назад и проверь себя: правильно ли все понял. Очень интересной находкой, на мой взгляд, стал видеоряд - комментарии к пьесе. Это такой настоящий видео-арт – раздражающе-поражающий. Раздражает тем, что видеоряд представляет собой говорящие мужские губы (вы замечали, как сильно по жизни в разговоре раздражает, если кто-то смотрит вам постоянно в рот, причем в прямом смысле). А поражает тем, что уже через несколько появлений на экране этих губ, начинаешь воспринимать их как отдельное живое существо, видишь уже мимику этих губ, кажется, что губы и смотрят, и дышат, и говорят...
А теперь о больном. Вы не поверите – о мате. Почему-то слишком много внимания уделяется обсуждению: допустим ли мат в театре. А почему нет, если ситуация, статус и характер персонажа не противятся этому??? Простите, а какой будет реакция нормального мужчины, когда он узнает, что его женщина целый год ему изменяла? Наверное, заламывая руки, он воскликнет: «О, горе мне!», «Карету мне, карету!» или процитирует что-нибудь из классиков мировой литературы… однозначно одно: мат в «ФАК’$е» был уместен и оправдан. Герои ругались естественно и непринужденно что естественно, то не безобразно ))).
Чтобы не заканчивать на грустной матной ноте, скажу, что больше всего во всех постановках Zooпарка меня поражает чувство меры: музыки ровно столько, сколько нужно, заканчивается все точно тогда, когда необходимо, баланс между комическим и трагическим выдержан идеально. Чувство меры, такта и стиля не подвело зоопарковчан и на этот раз.
А теперь, чтобы все не было похоже на панегирик, я что-нибудь покритикую. Например, вот: мне не очень понравилось все, что связано с телефонами. То ли они звонили не вовремя, то ли я просто знала, когда телефон должен был зазвонить и поэтому видела тот момент, когда актеры «ждут» звонка. Какие-то звонки вообще мне показались лишними (например, второй звонок в кабинете у Ларри). Но да это не суть важно… Примерно так.
Подводя итог, скажу, что Олег Шапков, Лев Харламов, Екатерина Суродейкина, Ольга Берегова и АЛЕКСАНДР РЯПИСОВ чудо, какие молодцы!!!
Tags: отзывы, приятности
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments